В 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом была открыта закономерность памяти человека под названием «кривая забывания» или «кривая Эббингауза». На основе которой была разработана система повторения для наилучшего запоминания.
Методика поиска чисел Вальтера Шульте
Немецкий психиатр и психотерапевт Вальтер Шульте разработал методику, направленную на развитие произвольного внимания и фокуса зрительного внимания. Метод повышения концентрации и переключения внимания, а также его избирательность.
Метод артикуляционных помех Соколова
Российский ученый А.Н. Соколов исследовал функций внутренней речи и мышления, в котором использовал методы артикуляционных помех, позволяющие блокировать внутреннюю речь.
Новый код Джона Гриндера
Джон Гриндер, американский психолог-лингвист, разработал ряд упражнений, направленных на развитие высокопродуктивного состояния.
Ритм Жинкина
Метод разработал лингвист Николай Иванович Жинкин. Суть метода состоит в выстукивании специального ритма, который не соответствует ритмике речи и одновременно создает в коре головного мозга зону индуктивного торможения.
Методика Вильгельма Вундта
Вильгельм Вундт разработал методы работы с вниманием при помощи специального прибора — тахистоскопа, который проецирует изображения на строго определенный, короткий промежуток времени.
Число Миллера
Американский ученый Джордж Миллер экспериментально установил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем от 5 до 9 объектов одновременно.
Закон Сперри
Роджеру Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытие функциональной специализации головного мозга. Он показал, что зрительно присутствующая информация в одном полушарии не определяется вторым полушарием.
Концепция внимания Канемана
Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман изучал разделение внимания между объектами и представил концепцию внимания как единого ресурса человека.
Интервальное повторение
Научная техника борьбы с кривой забывания Эббингауза. Метод основан на кривой забывания Германа Эббингауза, которая показывает, что информация начинает забываться практически сразу после изучения. Интервальное повторение предотвращает забывание через грамотно спланированные повторения материала.
Система Лейтнера
Немецкий метод интервального повторения с флеш-карточками Себастьян Лейтнер в 1970-х годах разработал систему эффективного запоминания с использованием флеш-карточек, основанную на принципе интервальных повторений. Адаптированная система Лейтнера используется для структурированного повторения когнитивных упражнений, отслеживания прогресса обучения.
Билатеральная нейрогимнастика
Современная система развития межполушарного взаимодействия. Билатеральные упражнения направлены на укрепление связей между полушариями мозга. Асинхронные упражнения двумя руками активируют одновременную работу левого и правого полушарий, способствуя их эффективному взаимодействию.
Фланговая задача Эриксена
В 1974 году исследователь Чарльз Эриксен впервые предложил задачу фланкеров для изучения того, как человек справляется с отвлекающими стимулами при выполнении когнитивных задач. Упражнение на развитие избирательного внимания и умения игнорировать отвлекающие стимулы. Тренирует способность фокусироваться на главном и эффективно подавлять мешающую информацию.
Антисаккадная тренировка
Антисаккадная тренировка направлена на развитие способности сознательно управлять движениями глаз. Позволяет оценить и развить тормозной контроль на уровне глазодвигательной системы. Исследования показывают, что ежедневная тренировка значительно снижает частоту ошибок при сохранении времени реакции, что указывает на улучшение точности без потери скорости.
Тест на составление маршрута Trail Making Test
Оценка гибкости мышления и зрительного внимания. Trail Making Test был создан в 1940-х годах для армейских психологических обследований. Он включает две части: соединение по порядку чисел и чередование чисел и букв. Тест позволяет оценить скорость обработки информации, рабочую память, зрительно-пространственные способности.